«ЭкоНива» построит молочный завод

Компания Штефана Дюрра намерена развивать переработку в Калужской области

«ЭкоНива-АПК», один из лидеров молочной отрасли России, планирует построить молокоперерабатывающий завод в Калужской области. Об этом «Агроинвестору» рассказал основатель и президент холдинга «ЭкоНива» Штефан Дюрр. «Мы понимаем, что крупному производителю сырья необходимо заниматься переработкой, — пояснил он. — У нас уже есть небольшое предприятие в Новосибирске, весной запустим завод мощностью 30 т молока в сутки в Воронеже». Сейчас калужские комплексы компании сдают молоко — почти 50 т в сутки — на Тульский молочный комбинат. По словам Дюрра, решение строить свой завод в Калужской области не означает, что прямо завтра «ЭкоНива» уйдет из Тульской области, но рано или поздно нынешнему партнеру придется искать других поставщиков. «Мы будем перерабатывать молоко здесь», — подчеркнул он.

Сейчас компания присматривается к рынку. «Я пока не знаю, чем хочу заниматься: выпускать кисломолочную продукцию или сыр, или и то и другое, — делится Штефан Дюрр. — С одной стороны, на рынке сыра есть свободные ниши, к тому же у нас очень качественное сырье, что тоже говорит в пользу сыра. Но если мы сейчас начнем проект, то выйдем на рынок только через два года — санкций к тому времени, надеюсь, уже не будет, но тогда нам придется конкурировать с западными производителями, у которых больше опыта, есть культура производства, которая в России очень слабо развита. По кисломолочной продукции такой конкуренции нет: сложно привезти из-за рубежа свежую продукцию с небольшим сроком хранения. У нас много идей и предложений, пока мы смотрим и набираемся опыта».

Диверсификация производства по типу «от поля до прилавка» в любом агробизнесе не панацея от рисков и не залог успешности компаний, обращает внимание замначальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. «За диверсификацией следуют усложнение организационной структуры и принятие ключевым бизнесом компании дополнительных рисков от других проектов, — комментирует она. — В то же время, для российского агробизнеса, который очень быстро растет и модернизируется, почти во всех сегментах рынка тенденция образования вертикально-интегрированных компаний очень ярко выражена».

Сейчас переработка молока стала рентабельной, прежде всего из-за дефицита импортной продукции на рынке, продолжает Снитко. При этом ограниченное предложение молока-сырья при организации переработки ставит компании, развивающие молочное животноводство, в более выгодную позицию перед остальными участниками рынка, которые вынуждены покупать молоко у сторонних поставщиков.

Переработка молока — достаточно конкурентный рынок, который, с одной стороны, испытывает нехватку сырья, а с другой — ограничен торговыми сетями и потребителями в возможности повышения цены на продукцию, рассуждает партнер компании «А8 Практика» Светлана Патеха. Обеспеченность собственным качественным сырьем сделает молокоперерабатывающий завод «ЭкоНивы» более конкурентоспособным, соглашается она со Снитко. Но уход в переработку требует существенных маркетинговых затрат, т. к. нужно выводить на рынок собственный бренд молочных продуктов. Поскольку компания уже начала развивать свою марку «Академия молочных наук», логика инвестиций в переработку в нескольких регионах понятна, считает Патеха: в будущем можно будет говорить о создании федерального бренда, также «ЭкоНива» сможет производить достаточный объем продукции для выхода в розничные сети.

«С нашей точки зрения, компании нужно строить завод, который будет перерабатывать все собственное сырье в регионе с перспективой увеличения его объемов, — полагает Светлана Патеха. — Кроме традиционных продуктов (молоко, кефир, ряженка, сметана и творог) следует обратить внимание на более маржинальные продукты, такие как йогурты, творожки, кефирные продукты». Что касается конкретных приоритетов в ассортименте продукции новых заводов, то все производители делают упор на наиболее маржинальные позиции — прежде всего, сыр и технологически связанные с ним продукты, отмечает Дарья Снитко. «Рынок сыра — это отдельное направление, и на этом этапе развития компании я не считаю целесообразным его развитие, — говорит Патеха. — Стратегически этот сегмент стоит рассматривать, но приступать к реализации проекта только после формирования полноценного «молочного» бренда». По ее оценке, инвестиции в строительство завода мощностью 30 т/сутки, учитывая волатильность на рынке, могут составлять 300−450 млн руб. в зависимости от страны-производителя оборудования.

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов на состоявшемся недавно открытии роботизированного комплекса «ЭкоНивы» на 1,8 тыс. коров стоимостью 920 млн руб. предложил Штефану Дюрру организовать в регионе переработку исключительно молока с ферм, оснащенных доильными роботами (в области действует ведомственная целевая программа «Создание 100 роботизированных молочных ферм»). Продукцию из такого молока можно продавать под особым брендом, она будет востребована теми, кто ценит высокое качество, считает Артамонов. «Бизнес-идея переработки только «роботизированного молока» может быть эффективна, если маркетинговая кампания донесет до потребителя, что такое молоко более качественное, — комментирует Светлана Патеха. — Как мы видим, за различные «фермерские продукты», которые появились на наших полках, потребитель готов платить больше, т. к. думает, что они более натуральные и качественные».

 

Автор: Татьяна Кулистикова
Опубликовано / Агроинвестор, ноябрь 2015