Контролируемые иностранные компании. «Черный список» ФНС.

Автор: партнер ООО "А8 Практика"

Светлана Патеха

 

С 2015 года в России заработал механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, о чем мы писали в двух публикациях (Часть 1Часть 2). Важной новостью стала публикация ФНС России проекта документа, содержащего список государств, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. Данный проект можно найти по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=41221/.

Напомним, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, являющаяся резидентом иностранного государства и контролируемая резидентами РФ (как физическими, так и юридическими лицами). Контролирующим является лицо, доля прямого или косвенного участия которого в организации составляет более 25% (до 1 января 2016 г. - 50%); или лицо доля прямого или косвенного участия которого составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50%.

Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации или доходу физического лица и учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль или НДФЛ. У налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК, налогообложение происходит, соответственно, по ставкам 20% - для юридических лиц и 13% - для физических лиц.

Почему важен появившийся перечень?

Дело в том, что в ряде случаев прибыль КИК освобождается от налогообложения, если в отношении такой организации выполняется, например, следующие условия:

1)        ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ (перечень таких государств устанавливает ФНС России), и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.

2)    ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, предусматривающий избежание двойного налогообложения доходов, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ, и доля так называемых пассивных доходов этой организации, за финансовый год, в общей сумме всех доходов организации составляет не более 20 процентов.

К пассивным доходам относятся дивиденды, проценты, роялти, доходы от продажи акций, реализации недвижимости, сдачи имущества в аренду или субаренду, доходы от консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Как мы видим в обоих исключениях указано, что КИК не должна находится в государстве, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ. Пока такой перечень не был установлен, использовался перечень офшорных юрисдикций, составленный Минфином РФ. В нем значатся 40 государств https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/megdunarodnoe/spisok_ofshor/. В проекте нового перечня, подготовленного ФНС России, указано 119 государств, включая такие широко используемые и, казалось бы, прозрачные налоговые юрисдикции как Великобритания, Лихтенштейн и Швейцария.

Таким образом, в случае утверждения этого перечня пример, который мы приводили в предыдущей публикации, уже не будет актуальным: «английское партнерство с ограниченной ответственностью (LLP) осуществляет исключительно торговую деятельность, от которой получает прибыль. Между РФ и Великобританией имеется действующая конвенция об избежание двойного налогообложения, и Великобритания обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ (не включена в «черный» список ФНС). Если все перечисленные условия выполняются, прибыль данного партнерства, контролируемого резидентом РФ, должна освобождаться от налогообложения».

Отметим, что данный перечень опубликован на федеральном портале проектов нормативных документов для публичного обсуждения и планируется, что он вступит в силу с 01.01.2016 г.