Управленческий учет. Финансовая структура предприятия.

Автор статьи

Генеральный директор ООО «А8 Практика»

А.З. Морев

 

Продолжаем серию статей, посвященных постановке управленческого учета в компании. В предыдущих материалах мы прошли порядок, который нужно принять для внедрения или реинжиниринга управленческого учета, описали основные принципы учетной политики, регламента управленческого учета, а также важности НСИ для работы любой системы.

Этот материал я посвящу оставшимся вопросам. И начнем с финансовой структуры предприятия. Любая система, которая должна быть построена, должна иметь фундамент и остов, вокруг которого будет происходить строительство. В нашем случае это будет финансовая структура.

Финансовая структура предприятия - это совокупность центров финансовой ответственности.

Центром финансовой ответственности (ЦФО) принято называть то или иное структурное подразделение компании (дивизион, цех, отдел, сотрудник и т.д.), ответственное за достижение целевого значения того или иного финансового показателя.


Иерархия центров финансовой ответственности

 

Финансовая структура имеет несколько уровней подчиненности.

ЦФО первого уровня - это центр крупной компании или холдинговая компания. Обычно это центр инвестиций, ответственность за управление которым возложена на генерального директора управляющей компании.

ЦФО второго уровня - это самостоятельное предприятие в составе холдинга. Обычно это центры прибыли (например, производственные предприятия, торговые компании, филиалы).

ЦФО третьего уровня - это подразделения предприятий, входящих в холдинг (например, департамент продаж, департамент закупок, департамент финансов).

ЦФО четвертого уровня - это отделы подразделений предприятий, входящих в холдинг (например, бухгалтерия и финансовый отдел в финансовом департаменте).

Руководители ЦФО несут ответственность за выполнение поставленных задач и должны обладать необходимыми для этого полномочиями и ресурсами. В зависимости от полномочий и ответственности руководителей структурная единица может быть центром затрат, центром доходов, центром прибыли, центром инвестиций.

 

Виды ЦФО.

Центр затрат - это подразделение, руководитель которого отвечает за выполнение поставленных задач в рамках выделенного бюджета затрат (например, кадровая служба, бухгалтерия, АХО).

Центр доходов - подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета затрат отвечает за размер доходов.

Центр прибыли - подразделение, руководитель которого отвечает за прибыль и обладает полномочиями и снижать затраты, и увеличивать доходы.

Центр инвестиций - подразделение, руководитель которого обладает полномочиями руководителя центра прибыли, а также отвечает за уровень и эффективность инвестиций.

Приведем примеры из нашей практики. Рассмотрим предприятие, которое занимается производством гофрокартона. Предприятие представляет собой следующую структуру (см. рис. 1).

Я предлагаю ввести следующие центры финансовой ответственности:

  • ЦФО Головная компания;
  • Центр доходов (коммерческая служба);
  • Центр затрат 1 (цех по производству макулатуры);
  • Центр затрат 2 (цех по производству картона);
  • Центр затрат 3 (Склад);
  • Центр затрат 4 (Отдел закупок);
  • Центр затрат 5 (Отдел кадров);
  • Центр затрат 6 (Финансовая служба);
  • Центр затрат 7 (Юридическая служба);
  • Центр затрат 8 (Обеспечивающие службы);
  • Центр инвестиций (Инвестиционная служба).

При этом мы будем использовать три уровня иерархии.

  1. ЦФО Головная компания.
  2. Центр доходов (коммерческая служба), центр затрат 1 и центр затрат 2, центр инвестиций.
  3. Центры затрат 4-9.

По результатам утверждения финансовой структуры необходимо определить ответственных сотрудников- руководителей ЦФО. В нашем случае я считаю необходимым назначать руководителями ЦФО руководителей соответствующих служб, так как в противном случае, возможно появление внутренних конфликтов, которые приведут к срыву или искажению подготовки бюджета.

Очень важно назначить людей, которые будут отвечать за формирование бюджетных форм, так как кроме сбора информации и функции прогнозирования, необходимо корректное заполнение форм в обозначенные сроки.

Ответственность руководителя ЦФО:

  1. Прогнозирование результатов деятельности.
  2. Своевременность подготовки планов и бюджетов ЦФО.
  3. Формирование контрольных показателей деятельности ЦФО.
  4. Управление ресурсами ЦФО в рамках согласованных планов и бюджетов.
  5. Ведение управленческого учета в рамках ЦФО и формирование отчетов в разрезе план-факторного анализа.
  6. Достоверность и однозначность плановой и отчетной информации по ЦФО.

В следующей статье мы остановимся на сегментации бизнеса.