Российский рынок FMCG – текущее состояние

Автор 
партнер ООО "А8 Практика"
Андрей Тихомиров

 

     На текущий момент рынок FMCG (Fast Moving Consumer Goods или товары повседневного спроса) в мире достиг пика своего роста, в связи с чем ожидается дальнейшее снижение темпов его развития. Несмотря на то, что данный сектор наименее подвержен изменениям, на фоне общей стагнации российской экономики ему необходимо адаптироваться к новым реалиям.

     Как отмечают эксперты, изменение потребительского поведения будет прослеживаться во всех сегментах рынка FMCG в 2015 году и начале 2016 года, что будет вызвано ростом уровня неопределенности в социальной и экономической сферах.

     Наиболее остро эти изменения будут ощущаться в среднем и эконом сегментах. Так как грань между привычным потреблением и переходом в режим экономии очень тонкая.

      Следует отметить, что опасения в части возможности сокращения расходов потребителями уже начинают реализоваться. В данный момент ситуацию на российском рынке можно охарактеризовать как крайне дискомфортную для всех игроков FMCG рынка от производителей до ритейлеров.

      Несмотря на то, что по данным некоторых аналитических отчетов на конец 2014 года в секторе был зафиксирован рост 6,8%, явившийся следствием покупательского бума на фоне устойчивой тенденции девальвации рубля. Однако даже резкий рост покупательской активности не смог превысить уровень инфляции, составившей более 7%.

      В последних проведенных социологических опросах порядка 50% респондентов уже начали сокращать потребление в общем и экономить. Около 13% отметили необходимость сократить свои расходы на товары категории FMCG в ближайшем будущем.

       Если же говорить о компаниях-производителях, то необходимо отметить, что девальвация рубля оказала сильное влияние и на их рентабельность. Основной проблемой компаний-производителей FMCG сектора является то, что сырье и материалы частично или полностью закупаются за пределами России и цены на них фиксированы в валюте. Что, после девальвации, способствовало их резкому росту в рублевом эквиваленте.

       Для всех компаний FMCG сектора существует несколько выходов из данной ситуации, однако, остается открытым вопрос их эффективности.

 Импортозамещение

        На первый взгляд этот вариант кажется наиболее перспективным, однако, существует несколько важных ограничений.

      Аналогов импортному сырью и компонентам в России практически нет, а существующие аналоги сильно уступают импортным по различным параметрам, да и сам процесс замещения не такой быстрый. Производителям нужно время, чтобы перестроиться.

      Также есть категории товаров, например, табак, какао, кофе, комплектующие для производства электроники, которым невозможно найти замену в принципе, поэтому производители, которым товары данной категории необходимы, всегда будут зависимы от курса валют.

 

Повышение цен на продукцию

 

       Этот путь усложняет тот факт, что производители и ритейлеры заключают долгосрочные договоры, которые подразумевают фиксацию цен на определенный период. Основной сбыт товара происходит через крупные ритейлерские сети, которые имеют больше инструментов для выхода из кризиса, и которые будут использовать свои инструменты давления для того, чтобы эти контракты не пересматривались раньше срока. 

       Исходя из этого можно сделать вывод, что производители еще какое-то время будут находится в ситуации, когда сбывать продукцию им придется по старым ценам в условиях увеличения затрат.

 Сокращение внутренних издержек и управление себестоимостью

        Для того чтобы остаться на рынке компании вынуждены основное внимание уделять тем шагам, на которые они могут влиять напрямую. Сокращение издержек – один из наиболее оптимальных способов для того, чтобы не только удержаться на плаву, но и, возможно, увеличить долю рынка, а также прибыль компании.

        Многие компании сектора начинают осознавать необходимость внесения изменений в свой бизнес. Для этих целей компании привлекают профессиональных финансовых и управленческих консультантов. 

      Исходя из опыта компании А8 Практика, главными направлениями работы компаний сектора FMCG при проведении оптимизации бизнеса являются реструктурирование бизнес-процессов, оптимизация издержек, а также выявление скрытых резервов.

     В качестве основных шагов в данном направлении можно выделить сокращение производственных издержек, оптимизацию численности административного и управленческого персонала, настройку правильного документооборота в компании, сокращение скорости принятия управленческих решений.

          Компании понимают, что только при правильном и грамотном подходе к оптимизации можно обеспечить устойчивое конкурентное положение на рынке. И зачастую непродуманные действия могут только усугубить положение своей неэффективностью.

         Подводя итоги, нужно отметить, что в условиях существующего рынка FMCG компаниям следует полагаться именно на внутренние резервы. Вместе с этим нужно понимать, что только грамотные шаги в области оптимизации бизнеса могут дать реальный результат. И в реализации данных шагов нужно полагаться именно на опытных профессионалов.