Финансовое моделирование в бюджетировании

 

Автор: партнер ООО "А8 Практика"

Андрей Полищук

В статье «Финансовое моделирование» мы рассмотрели основные цели, задачи и принципы финансового моделирования. Одной из задач, ставящейся перед финансовым моделированием, является бюджетирование деятельности компании.

Основным отличием финансовой модели бюджета компании от финансовых моделей для других целей является ее детализация и возможность оперативного сравнения с фактическими данными за период. Таким образом, при подготовке бюджета необходимо уделить большое внимание качеству исходных данных для модели и соблюсти соответствие статей бюджетной модели статьям отчетных форм управленческого (бухгалтерского) учета, которые будут использоваться в процессе проведения план-фактного анализа исполнения бюджета. Все это позволит упростить и ускорить процесс анализа и принятия управленческих решений.

Исходные данные для составления бюджета

Исходными данными для составления бюджета может быть, как информация, получаемая из установленных на предприятии нормативов, так и подготавливаемая непосредственными участниками производственного процесса исходя из планируемой потребности в тех или иных ресурсах.

Исходными данными для планирования статей доходов, как правило, выступает информация, полученная от коммерческих и маркетинговых служб компании. К такой информации относятся плановые объемы реализации продукции (работ, услуг) и прогнозные цены реализации соответствующих видов продукции. Также коммерческая служба компании является источником информации о коммерческих расходах на реализацию продукцию потребителям.

Производственные службы предприятия являются источником информации о производственных затратах на выпуск продукции. При чем, как переменных затрат, прямо относимых на выпуск единицы продукции (работ, услуг), так и постоянных производственных затрат, распределяемых на всю выпущенную продукцию.

Соответственно, затраты на содержание административно-управленческого аппарата, общехозяйственные расходы, расходы на персонал компании, планируемые инвестиционные затраты подготавливаются специалистами соответствующих служб компании.

Так как бюджет является документом, отражающим информацию о предприятии на достаточно короткую перспективу, как правило, бюджеты подготавливают на ближайший финансовый год, реже на меньшие или большие периоды, то основным критерием качества и правдоподобности подготовленного бюджета является качество подготовленных исходных данных.

Те затраты, которые можно прямо отнести на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг), такие как производственные затраты (на основании технологий выпуска продукции), расходы на реализацию (на основании тарифов) и т.п., необходимо рассчитывать непосредственно в модели бюджета в соответствии этими нормативами. Это позволит получить более точную информацию и возможность просчитывать вариативность модели меняя, как натуральный показатель затрат, так и цену на данный ресурс.

Те затраты, которые невозможно отнести на себестоимость продукции прямым методом можно принять на уровне статистических данных прошлых периодов с корректировкой соответственно изменению производственного плана.

Затраты на содержание административно-управленческого аппарата, общехозяйственные расходы, расходы на персонал компании также можно принять на уровне статистических значений прошлых периодов с корректировкой на известные существенные изменения.

Планируемые инвестиционные затраты должны быть подготовлены на основании конкретной информации от соответствующих служб, основанной либо на данных уже заключенных договоров, либо на основании среднерыночной стоимости тех или иных планируемых капитальных затрат.

Бюджет налогов должен быть составлен с учетом всех потоков доходов и расходов на основании налоговой политики предприятия.

Также, с целью большего соответствия реалиям необходимо учесть в модели возможность отражения информации о входящих данных прошлого периода (балансовые показатели и натуральные показатели соответствующих балансовых статей на начало прогнозируемого периода).

Для подготовки бюджета движения денежных средств необходимо предусмотреть в модели возможность учета влияния таких критериев как сроки расчетов с контрагентами, в том числе кредитными организациями и прочими заемщиками. А также сроки и объемы погашения дебиторской и кредиторской задолженности.

Обеспечение быстрой возможности проведения план-фактного анализа.

Так как бюджет является инструментом для принятия управленческих решений, то он должен обеспечивать возможность анализа исполнения бюджета в кратчайшие сроки и с минимальными трудовыми затратами. Сроки проведения анализа в большей части зависят от сроков подготовки отчетности, но не маловажную роль играет техническая способность в кратчайшие сроки сопоставить плановые значения показателей статей доходов и расходов с фактическими данными подготовленной отчетности.

Эту возможность можно обеспечить либо полным соответствием статей бюджета статьям отчетности, либо составлением четкого алгоритма трансформации данных отчетности и приведения их в соответствие с логикой статей бюджета. Первый вариант более желателен, так как позволяет использовать в финансовой модели бюджета принципы, заложенные в учетной политике предприятия и форматы бюджетных форм, будут привычны к прочтению пользователями отчетности.