Сделки в агросекторе – последние тенденции

          Автор: партнер ООО "А8 Практика"

Андрей Тихомиров 

Представленная статья основана на текущем опыте компании А8 Практика в сделках слияний и поглощений в агросекторе.

В данной статье мы попытались собрать основные тенденции и особенности по реальным сделкам в агросекторе, которые реализуются или были реализованы компанией А8 Практика в последнее время.

В данной статье проводится анализ основных особенностей сделок: кто на данный момент продает и покупает активы в агросекторе, какая специфика сделок в текущих условиях, какие основные проблемы, с которыми мы столкнулись в процессе реализации данных сделок.

Нужно отметить, что компания А8 Практика выступает консультантом, как со стороны продавцов, так и со стороны потенциальных покупателей. Соответственно, мы можем сформировать полную картину для дальнейшего анализа.

Кто покупает?

В текущих кризисных условиях основным фактором, влияющим на принятие решения о вхождении в новые активы или расширении существующего бизнеса является ликвидность компаний, и агросектор здесь не исключение.

По нашему опыту реализации сделок в агросекторе можно выделить два типа интересантов, реально рассматривающих возможности в новых приобретениях: крупные российские агрохолдинги и крупные агрохолдинги с иностранным участием.

Что касается первых, то после введения российских санкций на продовольственном рынке, крупные российские вертикально-интегрированные агрохолдинги получили большие возможности для роста.

2014 год стал для таких компаний крайне благоприятным с финансовой точки зрения, а для некоторых компаний он и вовсе стал рекордным за всю их историю развития бизнеса по объему выручки, чистой прибыли, а также рентабельности. Соответственно, данные компании сейчас активно смотрят на рынок и интересные активы с целью проведения экспансии и увеличения масштабов бизнеса. Нужно также отметить важный фактор – данные компании готовы инвестировать собственные средства без привлечения банковского финансирования, что положительно влияет на сроки реализации сделки и ее структуру. Так как компаниям не нужно ждать, пока банк примет решение и пройдет все внутренние процедуры, то возможности в быстрой реализации сделок значительно увеличиваются.

Что касается компаний с иностранным участием, то они также начали активно интересоваться возможными активами для приобретения на рынке. Обычно, основным инвестором данных компаний выступает крупный зарубежный фонд или пул фондов, инвестирующих в российский агросектор. Данные фонды формируются в валюте (доллары США). И, ввиду девальвации рубля, они получили значительные дополнительные ресурсы для инвестирования в активы – наиболее часто это земельные активы.

Кто продает?

Итак, мы определились с потенциальным покупателем. Теперь необходимо проанализировать, кто является продавцом активов на сложившемся рынке.

Исходя из опыта наших сделок, основными продавцами являются небольшие и средние компании агросектора, а также крупные холдинги с непрофильными активами в агросекторе.

Что касается первых, то это компании, которые ввиду каких-то факторов не смогли реализовать потенциал и возможности, которые были предоставлены сложившимися рыночными условиями в 2014 году.

В числе основных факторов можно выделить локальные неурожаи в отдельных областях или районах, в которых оперируют данные компании, а также невозможность привлечь дешевые финансовые ресурсы для финансирования оборотного капитала в текущем операционном году.

Такие компании получили убыток по операционной деятельности за 2014 год, а после повышения Центральным банком ключевой ставки, привлечение нового финансирования для них стало невозможным. В результате чего собственники принимают решение о продаже актива.

Во втором случае продавцами выступают крупные холдинги, в структуре которых имеются непрофильные активы из агросектора. Данные активы могут быть даже прибыльными. Но, так как многие компании в кризисных условиях начинают оптимизировать свой бизнес и структуру активов, а также им необходимо финансировать их якорные бизнесы, которые просели в кризис, они начинают избавляться от непрофильных активов. У данных компаний нет потребностей в быстрой продаже активов, и они ждут оптимальных ценовых предложений за свои активы.

Критерии сделок

Рассмотрим, какие основные критерии предъявляют потенциальные покупатели, крупные региональные и федеральные агрохолдинги, к активам в агросекторе.

Исходя из нашего опыта, мы выделили перечень основных критериев:

1. Локация потенциальных активов – крупные агрохолдинги продолжают активное развитие в домашних регионах или тех регионах, где они уже присутствуют. Они по-прежнему не готовы выходить в новые для себя регионы.

2. Качество активов – компании смотрят преимущественно на современные, относительно новые и технологичные активы. В данном случае компании не требуется инвестировать большой объем дополнительных средств для перезапуска или модернизации данных активов.

3. Стоимость активов при сделке – компании понимают рынок и положение отдельных игроков. Даже имея значительную ликвидность, крупные агрохолдинги не готовы переплачивать даже за интересные для них активы.

4. Варианты структурирования сделок – потенциальные покупатели достаточно гибко подходят к формированию структуры сделки. Они готовы авансировать средства под будущий урожай в счет последующей оплаты актива, осуществлять бридж-финансирование, реализуют механизмы предоплаты под залог долей или акций актива.

Особенности сделок

Исходя из нашего опыта, главной особенностью сделок с активами в агросекторе в текущих условиях является вопрос подхода к оценке активов.

С одной стороны традиционный подход к оценке с позиции дисконтированного денежного потока компании не применим, ввиду его отрицательного значения, с другой – у компаний имеются хорошие активы, способные приносить прибыль при грамотном управлении (земля, техника, производственные объекты).

В таком случае подход к оценке, который мы предлагали как собственникам активов, так и потенциальным покупателям был комплексным и включал сразу несколько методик (оценка будущего денежного потока при стабильной операционной деятельности, стоимость чистых активов, рыночная стоимость активов).

В связи с вышеназванной особенностью значительно усложняется процесс переговоров между покупателем и продавцом. И в таком случае основная задача консультанта создать баланс между двумя сторонами, чтобы в итоге прийти к реализации сделки на обоюдовыгодных условиях.

В качестве завершающих итогов статьи мы бы хотели отметить тот факт, что 2015 год станет одним из ключевых для рынка слияний и поглощений в агросекторе. Мы прогнозируем большое число сделок и, как результат, еще большую консолидацию сектора.