Опасная налоговая оптимизация

 

 

Автор: партнер ООО "А8 Практика"

 

Светлана Патеха

Кризис – время экономить. Одна из первых мер экономии, которая приходит на ум предпринимателю – сэкономить на налогах. При этом нужно понимать, что распространенные схемы налоговой оптимизации также хорошо известны налоговым органам и могут привести к серьезным проблемам при проверках. Рассмотрим некоторые из них.

Обналичивание денежных средств через «серые» фирмы.

Необходимость в наличных денежных средствах может возникать у организаций по разным причинам. Кроме того, компании хотят «оплатить» фиктивные работы или услуги, чтобы занизить налоговую базу по налогу на прибыль, или получить необоснованный вычет по НДС. Схема действий достаточно «типовая» и всем известная. Заключается договор «серой» фирмой на оказание каких-либо услуг, реже – на выполнение работ или поставку товаров. Это связано с тем, что по договорам об оказании услуг нет овеществленного результата, а потому у заказчика отсутствует обязанность ставить на учет какое-либо имущество, полученное в результате выполнения работ или поставки товаров, и придумывать, что с ним дальше делать. Именно поэтому с фирмами-однодневками чаще всего заключаются договоры на оказание консультационных, маркетинговых, информационных и тому подобных услуг.

В результате налогоплательщика, применяющего общий режим налогообложения и воспользовавшегося услугами такой компании, ожидает двойная выгода: во-первых, уменьшается налоговая нагрузка (за счет уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на размер произведенных расходов, а также за счет включения в состав налоговых вычетов суммы «входного» НДС со стоимости оказанных услуг); во-вторых, он получает неучтенные наличные деньги, которые можно будет расходовать по своему усмотрению.

Государство, понимая все это, неустанно борется подобными «фирмами», затрудняя регистрацию компаний, ужесточая банковский контроль и т.п. Но самое главное, при проверках налоговыми органами на компании возлагается налоговая ответственность за работу с фирмами-однодневками.

Одним из самых важных доказательств, к которым прибегают налоговики, определяя недобросовестность налогоплательщика, работающего с подобными компаниями, служит то, что его контрагенты созданы с нарушением законодательства, не находятся по юридическим адресам, не представляют налоговую отчетность, не уплачивают налоги в бюджет и т.п. Доказывая факт необоснованности произведенных компанией расходов, налоговые органы доказывают фиктивность произведенных операций, о чем свидетельствуют невозможность осуществления контрагентом обязанностей по договору виду отсутствия у него рабочего персонала, производственных мощностей, иных ресурсов, а также соответствующей лицензии.

Часто у компаний отсутствует необходимая для данного вида договора документация или она оформлена с дефектами. Причем даже если документы присутствуют и оформлены в соответствии с требованиями закона, налоговики могут начать «копать глубже» - например, выяснить, существуют ли в действительности транспортные средства, на которых согласно товарно-транспортным накладным доставлялись грузы.

Новшеством 2015 года является новый порядок представления деклараций по НДС, когда декларация в электронном виде будет содержать информацию обо всех входящих и исходящих счетах-фактурах и в процессе камеральной проверки каждая счет-фактура должна будет «найти свою пару» в декларации контрагента. 

В общем список доказательств неблагонадежности компаний у налоговиков очень обширен. Сегодня на заметке у налоговиков также стоит целый ряд банков, засветившихся в схемах по «обналичке». Операции с наличностью, которые производятся в этих банках, контролируются в первую очередь.

Таким образом, компаниям нужно понимать все риски работы с «серыми» компаниями и быть готовым доказать свою добросовестность в суде.

Замена трудовых договоров договорами гражданско-правового характера.

Часто работодатель заключает с физическим лицом не трудовой договор, а договор подряда. При этом компания экономит на уплате взносов в Фонд социального страхования (2,9% от заработной платы). Заключая подобный договор нужно понимать, что нельзя просто заменить название договора, ведь трудовой и гражданско-правой договор имеют существенные отличия, а именно:

при наличии трудовых отношений как для работодателя, так и для работника важен процесс труда, в то время как в гражданско-правовых отношениях основной целью взаимодействия сторон является результат труда, а сам процесс практически никакого значения не имеет;

в трудовых отношениях работодатель обладает правом руководить действиями работника, который должен следовать обязанностям, закрепленным в должностной инструкции, подчиняться правилам трудового распорядка и т. п. В то же время для гражданско-правовых отношений свойственно равенство сторон. Исполнитель, как правило, сам решает, каким образом он должен выполнить поставленную перед ним задачу;

для трудовых отношений свойственна систематичность выполняемых работ, а также длительный период, а для гражданско-правовых – разовый, единичный характер.

Основываясь на этом, для контролирующих органов не составит труда установить суть сложившихся между сторонами отношений. И если суд переквалифицирует гражданско-правовой договор в трудовой, компании не избежать «доначисления» сумм налогов, соответствующих пеней и штрафов.

Дробление бизнеса.

Дробление бизнеса в целях оптимизации налоговых платежей подразумевает разделение одного юридического лица на несколько небольших организаций, каждая из которых будет применять специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения (УСН) либо единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Что же сулит дробление бизнеса в налоговых целях? Основное преимущество совершенно очевидно: применение «упрощенки» или «вмененки» избавляет организацию от необходимости исчислять и уплачивать целый ряд налогов: налог на прибыль организаций, НДС (за исключением случаев, оговоренных в НК РФ, например, при импорте), налог на имущество организаций (за исключением отдельного имущества). Вместо этого нужно заплатить один-единственный налог (единый налог на вмененный доход или единый налог, уплачиваемый при применении «упрощенки») и взносы на обязательное страхование.

Размеры налоговых ставок при применении специальных налоговых режимов также ниже обычных: для упрощенной системы налогообложения это 6 % с объектом налогообложения «доходы» и 15 % с объектом налогообложения «доходы минус расходы», а для плательщиков ЕНВД это 15 % от вмененного дохода.

Однако, государство установило жесткие ограничения для бизнеса, имеющего право на применение «упрощенки». Основные из них следующие: годовая выручка не более 68 820 тыс. руб. в 2015 году (для перехода на упрощенку выручка за 9 месяцев не должна быть более 51 615 тыс. руб.), среднесписочная численность работников не должна превышать 100 человек, доля участия юридических лиц - не более 25%, остаточная стоимость основных средств – не более 100 млн. руб. Что касается системы налогообложения в виде ЕНВД, то она и вовсе доступна лишь тем налогоплательщикам, чей вид предпринимательской деятельности значится в закрытом списке, который приведен в ст. 346.26 НК РФ.

В результате крупная компания, которая сама не может перейти на специальный налоговый режим, в целях оптимизации налогообложения делится на несколько мелких таким образом, чтобы соответствовать требованиям, которые установлены законом в отношении плательщиков ЕНВД и УСН. После этого несколько формально самостоятельных организаций фактически продолжают свою деятельность, как единое юридическое лицо, но используют при этом льготные режимы налогообложения.

Как и в случае с любой другой налоговой схемой, внешне все осуществляемые операции выглядят законно. Но нужно помнить, что Пленум ВАС РФ в п. 9 постановления от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» указал, что судом должно быть установлено наличие разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.

Первый факт, на который налоговики обращают внимание при изучении данной схемы, состоит в том, что несколько организаций, применяющих специальные налоговые режимы, являются взаимозависимыми. Очень опасный показатель, подтверждающий, по их мнению, недобросовестное поведение налогоплательщика - одна производственная база и общие затраты нескольких организаций. Юридически раздробив бизнес, деятельность компаний ведется по одному адресу, все организации арендуют одни и те же помещения, совместно используют основные средства и кадровый персонал и т.п.

В такой ситуации, когда дробление бизнеса не имеет реального экономического смысла или, иными словами, деловой цели, то действия участников этих операций могут быть квалифицированы как схема, с которой налоговые органы умеют достаточно успешно бороться.

Мы привели несколько примеров используемых схем оптимизации налогообложения, которые довольно легко раскрываются налоговыми органами. Пытаясь сэкономить на налогах, нужно об этом знать и помнить, чтобы не понести гораздо более существенные потери.