Новые возможности для инвестиций в агросектор

 

Автор: партнер ООО "А8 Практика"

Андрей Тихомиров

Прошедший 2014 год внес новые коррективы в развитие экономики России и, в частности агросектора, как одной из ее составляющих.

Падение цены на нефть, введение международных санкций и последовавших ответных санкций России значительно повлияли на возможности развития любого бизнеса.

Нужно добавить, что все эти явления происходит на фоне накопленных структурных проблем в экономике России: низкая конкуренция и эффективность производства, неэффективные государственные институты, низкий уровень доверия к власти со стороны бизнеса.

С одной стороны можно говорить об общем пессимистическом настрое в деловой среде, но нужно отметить, что, по опыту прошедших кризисов, именно в это время при грамотном выстраивании стратегии развития, можно вывести бизнес на новый уровень.

Попробуем разобраться, какие возможности для развития открывает текущий кризис для компаний агросектора, а также потенциальных инвесторов в данный сектор экономики.

 

Ориентированность на экспорт

 

После резкой девальвации рубля, Россия по индексу производственных затрат стала сопоставимой с Мексикой и Китаем, что открывает новые возможности для компаний, ориентированных на зарубежные рынки.

Данный фактор должен стать дополнительным стимулом для взрывного роста отраслей российского агросектора, ориентированных на экспорт.

Можно выделить три основных направления российского агросектора, которые уже получают дивиденды от кризиса: производство подсолнечного масла, включая высокоолеиновое масло, производство зерновых культур, а также производство сахара, при увеличивающихся объемах выращивания сахарной свеклы.

Уже сейчас инвесторы наиболее сильно заинтересованы в приобретении активов именно в этих отраслях, и, как прогнозируется, данный тренд будет продолжаться и в среднесрочной перспективе.

 

Импортозамещение

 

По предварительным прогнозам объем импорта продукции в Россию в 2015 году сократится на 35-40%, что дает большие возможности для компаний агросектора, ориентированных на внутренний рынок.

Освобождается широкий сегмент рынка, и те компании, которые смогут быстро перестроится и занять свою нишу в данном сегменте, обеспечат в долгосрочной перспективе прочные позиции на рынке.

Применительно к агросектору, здесь можно выделить такие направления, как выращивание овощей и фруктов, производство молока, искусственное выращивание рыбы, а также глубокая переработка продукции агросектора. Именно эти направления инвесторы начинают рассматривать для целей возможного включения в свои портфели.

 

Развитие эффективно бизнеса

 

В условиях ограниченного денежного потока бизнес будет мотивирован повышать свою операционную эффективность с целью снижения издержек.

Результатом станет появление новых инновационных бизнес-моделей, ориентированных на изменения рыночного спроса во время кризиса, а также новых видов продукции.

Те компании, которые смогут наиболее эффективно подойти к реализации данных шагов, смогут не только сохранить существующие рыночные позиции, но и расширить их за счет более слабых конкурентов.

Также откроется возможность по расширению бизнеса за счет приобретения проблемных активов компаний, не выдержавших рыночной конкуренции. Уже сейчас на рынке слияний и поглощений в агросекторе отмечается всплеск таких приобретений.

 

Как финансировать?

 

В итоге возникает вопрос, даже если компания готова использовать  представленные возможности, за счет каких ресурсов возможно профинансировать их реализацию?

С одной стороны сложившаяся конъюнктура процентных ставок делает невозможным финансирование инвестиционных проектов, с другой – остаются возможности рынка капитала.

Проанализировав текущую ситуацию на российском рынке капитала компания «А8 Практика» пришла к выводу, что крупные российские инвесторы заинтересованы в расширении своих портфелей в пользу новых отраслей, на которые раньше они не обращали внимание. Здесь, прежде всего, нужно выделить инвестиционные фонды при крупных российских банках, а также лидирующие отраслевые компании, готовые расширить бизнес.